Что делать, если Вы установили
GNU/Linux?
Автор: Raj Shekhar, Anirban Biswas, Jason P Barto and John Murray
Перевод: Юрий Прушинский
Большинство обычных пользователей думают, что GNU/Linux им совсем не подходит, и что это система только для компьютерных маньяков. Например, многие уверены, что они не смогут делать такие простые вещи как общаться в чате, потому что в Линуксе нет клиентов типа Instant Messenger для Yahoo, MSN или ICQ - хотя это совершенно не так, ведь чат впервые появился именно в UNIX (а Linux это UNIX-подобная свободная операционная система).
talk была первой программой для чата в UNIX ещё задолго до того как Microsoft начала захватывать Интернет. В то время компьютерный мир был свободной страной и вы могли свободно обмениваться программами с кем угодно и изменять их для своих нужд - примерно так, как пытается донести до нас Free Software . talk всё ещё доступна для UNIX и GNU/Linux .
Вскоре после talk, появились и другие варианты чатов. Сначала появился IRC, а затем за дело взялись многие компании и сейчас мы уже пользуемся ICQ, Yahoo, MSN, Jabber, AIM и др.
Давайте взглянем на каждую из чат-систем поближе....
Этот простейший чат всё ещё популярен в некоторых Сетях. Если в вашем учебном заведении или офисе у вас есть доступ только к UNIX или Linux-терминалу, то при помощи этой программы вы сможете общаться с друзьями. Для этого всего лишь необходимо, чтобы был запущен talk-сервер.
Далее, для того чтобы пообщаться со своим другом надо выполнить
следующую команду:
[anirban@anirban anirban]$ talk <username>@host <tty>т.е., если имя друга raj (такое же как и его логин в системе), а имя его компьютера www.anyhost.com, то команда будет выглядеть так:
[anirban@anirban anirban]$ talk [email protected]
Вы, наверное, спросите "что значит tty"? Представим, что ваш друг открыл много терминалов - так вот под tty подразумевается номер того терминала, на который вы посылаете сообщение. Номера начинаются с 0 и могут содержать только целые числа.
Всё вышеописанное можно сделать и при помощи команды write.
[anirban@anirban anirban]$ write <username@host> <tty>
Если же вы не хотите принимать никакие приглашения в чат, то вы
можете выполнить команду:
[anirban@anirban anirban]$ mesg nдля того чтобы потом снять эту блокировку, выполните
[anirban@anirban anirban]$ mesg y
Если вы любитель GUI и мощных клиентов Yahoo и MSN, то вы наверняка не будете в восторге от такого чата, но для многих из тех, кто любит GNU/Linux, подобная старомодная система чата вполне подходит (скорее это дело привычки и необходимости - прим.перев.) [привычка -- вторая натура -- прим.ред.].
IRC появился после talk, и по сей день остаётся популярным. Если вы хотите получить настоящее удовольствие от чата без флуда (болтовни ни о чём) и прочей дряни от Yahoo и MSN, то настоятельно рекомендую вам IRC. К тому же, во многих "комнатах" (в IRC именуемых каналами) вы можете найти реальную помощь в освоении GNU/Linux, программировании на С\С++, настройке вашей Линукс-машины и пр. (Кстати, могу поделиться из своего личного опыта - я когда-то чатился в Yahoo, и на самом деле не смог найти чего-то более интересного чем флуд и 4-5 парней, выдающих себя за девчонок. Зато из IRC я получал реальную помощь, так необходимую в тот момент.)
IRC отличается от Yahoo и MSN в том смысле, что IRC не принадлежит никакой компании. IRC настолько же свободен, как и GNU/Linux, и поддерживается добровольцами.
Ещё одно существенное отличие в том, что вам не обязательно заводить свой ID или пароль. Вы спросите, а что же вместо этого? Да просто выбираете себе псевдоним (ник) и хост (IRC-сервер), и подключаетесь. Поскольку IRC не управляется никакой компанией, то вам необходимо знать адрес хоста, так же как вы знаете адрес (URL) страницы в Интернете, которую собираетесь посетить. Можете взять адреса разных хостов в Интернете, равно как и узнать и тематику обсуждаемых на канале вопросов. Например, irc.openprojects.net посвящен развитию open source проектов и их разработчикам.
Итак, вы указываете свой ник и адрес сервера, если такой ник уже занят, то выбираете себе другой.
Новичкам в IRC советую сначала посетить IRC Primer.
Для IRC существует много программ, но, думаю, что лучшим сейчас является Xchat. Он входит в состав большинства дистрибутивов, так что если он у вас не установлен по умолчанию, то проверьте нет ли его на установочных CD. Если его там нет, то можете скачать его с http://www.xchat.org. Он доступен и в RPM-формате, так что с установкой проблем возникнуть не должно.
После установки выполните команду xchat в терминале или кликните на иконке xchat (меню `Main Menu > Internet > Chat).
Появится первое окно Xchat. Введите свой ник, можно ввести несколько разных ников сразу, чтобы программа автоматически выбирала ваш уникальный ник, в случае если один из них уже участвует в канале. Можно ввести своё реальное имя, на самом деле не обязательно вводить всё самому, программа может сгенерировать его из вашего логина и реального имени.
Далее выбираете из списка интересующий вас хост, и кликаете на кнопку "Connect". Появится окно, в котором будет отображаться ход подключения. После подключения, появятся правила, которых принято придерживаться в данной конференции. Поскольку IRC не принадлежит какой-либо компании, а поддерживается в основном добровольно многими добросердечными людьми, пожалуйста, постарайтесь не нарушать эти правила, иначе вас могут отключить. Администраторы каналов в IRC очень строги в отношении соблюдения правил. (Поэтому чатиться в IRC намного интереснее чем в Yahoo и MSN).
Итак, после успешного подключения вы увидите небольшое текстовое окно, в котором можно писать ответы, а также команды управления. Все команды начинаются с символа / ("слэш"). Чтобы получить список каналов данного хоста, наберите /list. Вы увидите список всех каналов, теперь выберите интересующий вас канал и выполните /join #[имя_канала]. Обратите внимание, что перед любым названием канала всегда должен стоять символ #.
После этого вы подключитесь к каналу и сможете начать общаться. Справа будет список всех собеседников по данному каналу, выделив любого из них вы получите некоторую информацию о нём/ней. Там же, справа, есть много кнопок, с помощью которых вы можете либо заблокировать собеседника, либо получить информацию о нём, либо пригласить его в персональный чат или даже обменяться файлами по IRC.
Ну, что ж, думаю, теперь вы спокойны насчёт общения по IRC. Может даже когда-нибудь встретите и меня в каком-нибудь канале. Я обычно общаюсь на irc.openprojects.net в канале #linux.
Существует множество ICQ-клиентов под GNU/Linux, но, наверное, самым популярным сейчас является Licq. Его обычно можно найти в разделе Internet или Network главного меню KDE или просто вызвав из терминала командой licq. При первом запуске программа попросит вас зарегистрироваться на сервере ICQ и получить ID и пароль. Далее вы просто подключаетесь к сети ICQ точно также как и в любой Windows-версии ICQ-клиента. (Не знаю, исправлена ошибка в новых версиях Licq или нет, но он (Licq) не мог самостоятельно создавать пользователей, поэтому приходилось пользоваться веб-интерфейсом для доступа к www.icq.com и уже таким образом регистрироваться. Либо прибегать к услугам Windows-клиентов. Прим.ред.)
Yahoo имеет собственного клиента для Линукс, который очень похож и на Windows-версию, за исключением некоторых деталей. Подробнее можно узнать на yahoo.
Могу лишь ещё добавить, что вследствие своей схожести с Windows-версией, в версии под Линукс вы также найдёте кнопки типа `Add Friends, Your Status, Ban' и прочие сходства. Yahoo Messenger также умеет обмениваться файлами, приглашать людей в групповой чат, а также отправлять уведомления на email.
довольно неплохой клиент AIM под Линукс (KDE). Его также можно обнаружить в главном меню в секции Internet/Network, или просто выполнив команду kit в терминале. При первом запуске программа попросит вас создать профиль, так что если у вас нет учётной записи в AOL, то вам надо будет сначала зарегистрироваться на их сайте. Кстати, в последней версии Netscape тоже есть встроенный AIM-клиент.
Странно, что автор совсем не упомянул о Jabber. А ведь это стоит того.
Технология, используемая в Jabber-серверах имеет ряд преимуществ,
которыми не обладают ICQ или Yahoo -- назову три наиболее значимых:
Из jabber-клиентов для Linux могу назвать следующие: Gabber, Psi, Tkabber (хотя их намного больше, общий список ищите на http://www.jabberstudio.org) Эти клиенты входят в состав большинства дистрибутивов. Лично мне понравился Tkabber, jabber-клиент написанный на Tcl/Tk. Я использую его как в среде Linux, так и в Windows. Проект постоянно развивается и идёт в ногу со временем -- оперативно вносятся изменения и т.п. Кроме этого, и это на мой взгляд немаловажно, в Tkabber можно настроить спеллинг и отслеживать ошибки при наборе. Какой IM-клиент может похвастаться этим? За детальной информацией обращайтесь на http://www.jabber.ru.
Для любителей красивостей советую посмотреть в сторону Psi. Есть версия и для Linux и для Windows. Из его особенностей можно выделить возможность подключения к нескольким аккаунтам на jabber-серверах.
Gabber? Gabber написан на движке Gtk, но что-то слишком часто он падад у меня в "корку", поэтому я практически не использовал его.
Специально для тех, кто пользуется сразу несколькими чат-клиентами. Everybuddy - это Open Source IM-клиент, который работает с AIM, ICQ, MSN, Yahoo! и Jabber, а также умеет обмениваться файлами. Другими словами, Everybuddy может выполнять функции любого отдельно взятого чат-клиента. Если Everybuddy не входит в состав вашего дистрибутива, то можете загрузить его с домашней страницы проекта Everybuddy .
Ещё один клиент типа "все-в-одном", в чём-то похожий на AIM, но ко всему прочему работает с AIM, ICQ, MSN, Yahoo! и др. Если он не входит в состав вашего дистрибутива, то взять его можно с домашней страницы GAIM.
Сперва необходимо убедиться, что ваш принтер вообще поддерживается в Линукс. Хотя большинство из принтеров от Epson, Canon и HP уже поддерживаются, некоторые из самых дешевых моделей, в которых отсутствующая аппаратная часть эмулируется программно (под Windows), вероятно не будут работать в виду отсутствия программ для поддержки этих моделей под Линукс. На самом деле я бы не советовал вообще покупать подобные модели принтеров, так как по сравнению с полноценными устройствами они значительно уступают в производительности.
Можно взглянуть на список поддерживаемых в Линукс принтеров здесь linuxprinting.org. В нижеприведенном примере я использовал RedHat 7.3 и принтер HP 810c.
После выбора модели принтера, посмотрите каким образом он подключается к компьютеру, т.е. какой интерфейс он использует - USB (универсальная последовательная шина) или параллельный порт. Большинство принтеров используют параллельный порт, но современные модели уже предлагают два интерфейса на выбор. Мой принтер (HP 810c) относится как раз к разряду таких, но для подключения я выбрал старый добрый параллельный порт. Итак, после подключения принтера переходим к настройке программной части.
В состав Red Hat (начиная с версии 6.1) входят все необходимые для установки принтера инструменты, но чем старее их версии, тем сложнее их настраивать. Далее я буду основываться на RH 7.3 и KDE, хотя то же самое вполне применимо и для GNOME.
Теперь для установки принтера проделайте следующее:
Если у вас возникли проблемы при настройке принтера, то можно обратиться за помощью к документу The Linux Printing HOWTO
RPM это аббревиатура от Red Hat Package Manager. RPM является простым в использовании и гибким инструментом для установки, удаления, обновления и сборки программных пакетов. Есть и другие аналогичные системы (к примеру DEB из Debian), но на сегодняшний день RPM наиболее популярен, и именно на нём основаны дистрибутивы Red Hat, Mandrake, SuSE и многие другие.
В GNU/Linux программы обычно распространяются в виде единых файлов, называемых RPM-пакетами. (Корректней было бы сказать, что для rpm-based дистрибутивов программы распространяются в rpm-пакетах. Как для настольных операционных систем мир не заканчивается на Windows, так и не единным rpm жив Linux. :-) Прим.ред.) Эти пакеты содержат в себе непосредственно сами файлы программы, документацию к ней или man-страницы, описание программы или её назначение, линки для запуска программы и иконки, а также информацию о том, куда должен быть установлен каждый файл из пакета. Кроме того в пакете содержится информация о том, какие файлы необходимы для работы программы (так называемые зависимости), сколько необходимо свободного места на диске и т.п. Сегодня некоторые программы содержат сотни и более файлов, так что такой способ установки и удаления программ в виде единого пакета значительно облегчает жизнь. Когда вы устанавливаете rpm-пакет, он распаковывается на отдельные файлы, которые затем устанавливаются в соответствующие им места. Кроме этого, перед установкой RPM проверяет наличие в системе файлов, необходимых для работы программы (отслеживает зависимости). Ещё одной функцией RPM является ведение единой базы данных всех программных пакетов, установленных в вашей системе. Это позволяет быстро узнать, какие именно пакеты установлены, какие файлы принадлежат определённому пакету или наоборот, какой пакет содержит определённый файл.
Вы можете работать с RPM из командной строки или предпочесть графические программами, являющиеся облочками к RPM. В состав KDE входит неплохая программа kpackage, аналогичные ей есть и в других графических средах, а некоторые дистрибутивы Линукс, например Mandrake, имеют собственные утилиты для работы с RPM. Я, например, обычно пользуюсь kpackage для удаления ненужных пакетов, а командной строкой для всего остального, хотя, на самом деле, не имеет большого значения какой утилитой вы пользуетесь. Несомненно, огромным преимуществом для вас будет освоение работы с RPM в командной строке. Во-первых, потому что такая утилита есть в любом RPM-дистрибутиве Линукс, независимо от используемой графической оболочки, к тому же она позволяет управлять пакетами на машинах, на которых нет Х-Window. (Что очень удобно и актуально для тех компьютеров, где проблематично запустить не только KDE, но и "иксы" как таковые. Прим.ред.) Во-вторых, это возможность использовать шаблоны ( * ) для одновременной установки группы пакетов, например, так: rpm -ivh mysql*
Да, и имейте в виду, что для установки, удаления или обновления пакетов вы должны обладать привилегиями root, хотя делать запросы к базе rpm может любой пользователь.
Во всех нижеприведённых примерах мы будем в качестве образца
пользоваться пакетом с веб-браузером Mozilla. Для его установки
сначала перейдите в каталог, содержащий нужный пакет, причем
независимо от того, какой программой установки rpm вы пользуетесь
(конечно, это справедливо не для всех менеджеров rpm! -
прим.перев.) [не совсем так, менджер rpm один, а вот фронт-эндов к нему
множество: текстовые -- apt (вариант для rpm) и yum, графические --
kpackage, synaptic (графическая надстройка над apt, котрый является
надстройкой над rpm), redhat-config-packages и т.д. -- прим.ред.].
Каталог может находиться на вашем установочном CD с
Линукс, или в вашем домашнем каталоге. Далее, в командной строке
выполняем следующую команду:
rpm -ivh mozilla-0.9.8-10mdk.i586.rpm(ваша версия Мозиллы может быть и другой...) Учтите, что писать полное имя файла необходимо только если пакет ещё не установлен, если его часть уже установлена, то можно указать просто основное имя пакета (в нашем примере достаточно написать "mozilla"). И не забудьте использовать клавишу табуляции для автозаполнения длинных имён файлов. Если же вы предпочитаете графические утилиты, то просто кликните на rpm-файле в любом файловом менеджере (например в Konqueror), и программа управления rpm запустится сама, либо кликните на файле правой клавишей мыши, и воспользуйтесь командой "Open With" ("Открыть с помощью"), в обоих случаях в итоге нужно просто нажать кнопку "Install".
Обновление уже установленных пакетов практически
аналогично установке. В командной строке за это отвечает ключ
U:
rpm-Uvh mozilla-0.9.8-10mdk.i586.rpmДля kpackage или аналогичных утилитах это кнопка "Update".
А что же если вы обновили, а потом обнаружили, что старая версия
программы вам больше по душе? Тогда можно воспользоваться опцией
командной строки "--oldpackage", например вот так:
rpm -Uvh --oldpackage mozilla-0.9.8-10mdk.i586.rpm
Формат команды удаления при помощи командной строки выгядит следующим
образом:
rpm -e mozilla(полное имя пакета не обязательно)
Либо запустите вашу графическую утилиту, из списка установленных
пакетов выделите подлежащий удалению, и нажмите кнопку "Uninstall".
Учтите, что если в том пакете, который вы собираетесь удалить, есть
файлы, необходимые для других программ, то появится сообщение о
невозможности удаления. Эти зависимости можно проигнорировать
командой:
rpm -e --nodeps mozillaили выбрав "Ignore Dependencies" (в графич. утилитах). Только учтите, что это нарушит работу других программ.
Просмотр всех установленных пакетов довольно прост. В командной
строке выполните:
rpm -qaЕсли список очень большой и не умещается целиком на экране (а это более чем вероятно!), то для прокрутки всего списка воспользуйтесь конвеером и "скормите" список утилите less:
rpm -qa | lessГрафические утилиты обычно показывают список установленных программ при их запуске.
Это можно сделать, выполнив команду rpm -ql.
Применительно к нашему примеру с mozilla это будет выглядеть
так:
rpm -ql mozillaВ графической утилите просто выберите пакет, а затем нажмите кнопку "File List" (или аналогичную по смыслу). Просмотр же всех файлов, входящих в ещё не установленный пакет, можно выполнить командой rpm -qpl. Последняя требует полного имени файла, т.е.
Просмотр может быть выполнен при помощи команды rpm -qi. К
примеру:
rpm -qi mozillaВ графической утилите просто кликните на интересующем вас пакете. Чтобы просмотреть другую информацию о ещё не установленном пакете, воспользуйтесь командой rpm -qpi. Для неё также необходимо указать полное имя файла. Например:
rpm -qpi mozilla-0.9.8-10mdk.i586.rpmВ графической утилите для этого нужно просто выделить интересующий вас пакет, или просто кликнуть на нём в своём файловом менеджере (типа Konqueror)
Чтобы определить, к какому пакету принадлежит файл, можно
воспользоваться командой rpm -q --whatprovides.
Пример:
rpm -q --whatprovides/usr/lib/mozilla/xpicleanup
Воспользуйтесь командой rpm -qR следующим образом:
rpm -qR -mozilla(Для ещё не установленного пакета используйте rpm -qpR с полным именем файла )
Одна из самых частых проблем при установке rpm-пакетов это несоответствия в зависимостях. Вам вероятно уже знакома подобная ситуация, если вы устанавливали новые программы в Windows, которые затем отказывались запускаться и выдавали ошибку типа "Не найдена динамическая библиотека ****.dll" (думаю, что сейчас мало кто с такой ошибкой может познакомится, обычно такие ошибки вылетают при запуске программ, установленных простым копированием или без инсталляторов - прим.перев.) [или кривым инсталлятором -- прим.ред.].
В GNU/Linuх может возникнуть аналогичная ситуация, за тем лишь исключением, что RPM сообщит вам об этом непосредственно перед установкой программы. Большинство таких проблем с зависимостями можно решить еще на этапе установки Линукс - например может помочь установка GNOME и KDE, даже если вы не собираетесь использовать один из них, т.к. множество программ используют библиотеки из их состава.
А что же делать, если RPM выдаёт вам сообщение что программа не может быть установлена из-за отсутствия такого-то пакета или файла? Всё просто до смешного - берёте и записываете на бумажку или в любимый текстовый редактор имена отсутствующих пакетов\файлов, и затем ищете их на своих установочных CD. Чтобы посмотреть какие файлы содержатся в ещё не установленном пакете, можно использовать команду rpm-qpl. (Хм.. Таким способом можно только отпугнуть пользователей. Советую взглянуть на пакет urpmi, отслеживающий зависимости и устанавалиающий недостающие пакеты. Или установите и настройте yum или apt. Прим.ред.) Практически всегда проблему удаётся решить, установив пару недостающих пакетов, хотя иногда новые зависимости порождают ещё большие неудовлетворённые зависимости, так что процесс установки может надолго затянуться. (что меня чрезвычайно "бесит" во всей системе RPM - вышеописанное автором называется "RPM-hell", который намного ужаснее чем "DLL-hell" в Windows! Те дистрибутивы, которые основаны на RPM уже абсолютно не совместимы между собой, и даже не думайте ставить например пакет от Mandrake в Redhat! Лучше уж собрать его из исходников - с ними вы быстрее научитесь обращаться, прежде чем Линукс-сообщество слезет с иглы RPM - прим.перев. )
Существуют и другие полезные инструменты для поиска файлов и пакетов, одним из них является RPMFind website. Напишите название пакета в строке ввода на главной странице сайта и нажмите кнопку "search", после чего перед вами появятся ссылки и другая информация о пакете. Довольно часто искомый пакет уже есть на ваших установочных CD - при помощи RPMFind можно узнать, на каком именно. Также RPMFind предоставляет информацию о зависимостях для пакета; имена файлов в этом списке указывают на пакет, в состав которого они входят. Обычно там же присутствует и ссылка на домашнюю страницу пакета. RPMBone - ещё один сайт, который может помочь вам в поиске RPM-пакетов, работает он по аналогии с RPMFind. RPMBone имеет более гибкую систему поиска: например, вы можете фильтровать результаты поиска только для определённой архитектуры или дистрибутива. Также вы найдёте ссылки для скачивания с огромного количества ftp-серверов. Хотя оба этих поисковых сайта очень схожи, но если вам будет необходимо найти пакет с определённым файлом для разрешения зависимости, то начать стоит именно с RPMFind.
Иногда случаются и циклические зависимости. Например, когда пакет
А не устанавливается из-за отсутствия пакета В, а при попытке
установить В, RPM сообщает что не установлен пакет А. В такой
ситуации надо воспользоваться опцией "-nodeps". К примеру:
rpm -ivh --nodeps mozilla-0.9.8-10mdk.i586.rpmВ графических утилитах для этого достаточно нажать кнопку "Ignore Dependencies" .
Иногда пакет отказывается устанавливаться из-за того, что файл библиотеки старой версии. Это можно поправить обновив соответствующий пакет, в который входит эта библиотека. Тем не менее, хоть более новые библиотеки обычно обратно-совместимые со старыми версиями, но иногда пакет требует определённую версию библиотеки, старее уже установленной. В этом случае можно сделать откат пакета на предыдущую версию, что в свою очередь, может нарушить работу других программ. Также можно создать символическую ссылку с именем той необходимой старой библиотеки, которая будет ссылаться на новую. Пример: пакет, который вы хотите установить, требует файла foo.so.3, а у вас в /usr/lib уже установлен foo.so.4. Тогда вы делаете следующее (с правами root):
ln -s /usr/lib/foo.so.3 /usr/lib/foo.so.4
Средства автоматического разрешения зависимостей есть в составе некоторых дистрибутивов. Например, в Mandrake это urpmi, в RedHat - up2date, а в Ximian - RedCarpet. Есть ещё также системы наподобие apt4rpm. Практически все из них умеют автоматически скачивать и устанавливать необходимые пакеты. За подробностями обратитесь к документации к вашему дистрибутиву или на соответствующий сайт.
С подобной проблемой вы вряд ли столкнётесь, если только у вас не совсем уже устаревшая версия дистрибутива Линукс. Ранние версии дистрибутивов создавались RPM версий 3.х, и поэтому потом было невозможно работать с пакетами версий 4.x. Исключением является только версия 3.05, до которой можно порекомендовать обновиться, если вы категорически не хотите менять версию дистрибутива. RPM версий 4.х является обратно-совместимым с ранними версиями.
Иногда бывает необходимо скопировать файлы из RPM-пакета без его установки. Это можно сделать файловым менеджером mc (сокр. от Midnight Commander). Хотя кому-то он может показаться ужасным (в fido7.ru.linux до сих пор можно встретить полемику на эту тему -- прим.ред.), на самом деле он довольно удобен. Он входит в состав многих дистрибутивов (хотя и не всегда устанавливается по-умолчанию (скорее всегда не устанваливается по умлочанию на RedHat и Mandrake, дистрибутивы ALTLinux в этот "чёрный список" не попали. -- прим.ред.)), и запускается командой mc. В нём вы можете работать с пакетами как с обычными папками, и копировать из них отдельные файлы.
Данная статья описывает лишь самые основы работы с RPM, и если
вы хотите узнать больше, то обратитесь к ман-страницам (команда man
rpm), или по следующим ссылкам:
RPM One Liners - небольшой обзор, автор Brian Jones, лучше чем
скачивать и распечатывать полное руководство
The RPM
HOWTO - "Официальный" HOWTO от Linux Documentation Project.
Maximum RPM - Чрезвычайно
подробный обзор практически всех возможностей RPM. (При написании
данной статьи использовались все вышеперечисленные источники)
Несмотря на существующее мнение, в Линуксе совсем просто слушать и музыкальные СD, и mp3/ogg файлы, записанные на CD-R или на жесткий диск. Так что можно спокойно скачивать свои любимые композиции или копировать их с аудио-CD. Хотя в Линукс довольно много утилит для работы с аудио как для графического режима, так и для командной строки, я всё-таки сконцентрирую ваше внимание на последних, поскольку они присутствуют практически во всех дистрибутивах. К тому же знакомство с утилитами командной строки поможет в дальнейшем с настройкой многих графических программ. Далее будем предполагать что ваша звуковая карта уже установлена и настроена.
*Предостережение*
Нарушение авторских прав является очень серьёзным правонарушением
во всех странах мира - данная статья никоим образом не подвигает
пользователей к нарушению законов.
Поскольку большую часть этого раздела мы будем иметь дело с компакт-дисками, то наверное лучше начать с различий между аудио-дисками и дисками с данными.
Основное различие между аудио-дисками и дисками с данными заключается в том, что на первых отсутствует файловая система. Поэтому если вы вставите обычный аудио-диск в привод cd-rom и попытаетесь просмотреть его содержимое в файловом менеджере, то вы на нём ничего не найдёте, потому что компьютер будет искать файловую систему, которой и в помине нет на аудио-диске. В отличие от дисков с данными, аудио-диск для чтения или записи не нужно монтировать.
Диски с данными, напротив, используют свою файловую систему для организации чтения или записи файлов на них, по аналогии с файловой системой на жестком диске. Например, диски с файлами mp3 или ogg записываются на компакт-диск при помощи файловой системы и впоследствии такие диски можно просмотреть файловым менеджером или из командной строки, а файлы можно прослушать соответствующей программой.
Для прослушивания аудио-дисков существует несколько графических утилит. Например, в GNOME это gtcd, в KDE есть kscd, xmms тоже умеет проигрывать аудио-диски при наличии соответствующего плагина. Для командной строки можно попробовать запустить программу cdplay, хотя она не совсем интуитивно-понятная. Чтобы разобраться с ней, прочтите страницу справочного руководства (man cdplay). На худой случай, для прослушивания можно воспользоваться кнопками "play/skip/stop" на самом CD-приводе (правда, не на всех приводах они есть! -прим.перев.).
МР3 - это популярный формат хранения и обмена звукозаписями. Основной причиной его популярности является его компактность, по сравнению с теми же аудио-CD. Обычно mp3 файл раз в десять меньше своего оригинала в формате .wav на аудио-CD, из чего следует, что в формате mp3 на один диск умещается целых десять! Из этого также следует, что такие файлы занимают меньше места на жестком диске, и ввиду небольшого размера ими проще обмениваться в Сети. Недостатком является лишь то, что такие диски с mp3 нельзя слушать на обычных cd-плейерах (хотя поддержка таких дисков уже появилась в некоторых плейерах типа Walkman). В обзоре программных плейеров под Линукс, осмелюсь заявить что самым популярным из них является xmms, являющийся превосходным аналогом winamp для MS Windows.
Xmms (X MultiMedia System)- это популярный мультиформатный плейер звуковых файлов, который можно найти практически в любом дистрибутиве. В основном он используется для проигрывания mp3 файлов, хотя он имеет гораздо более богатые возможности, а именно: воспроизводит .wav и .ogg (свободная альтернатива mp3) файлы, потоковое аудио и многое другое. Запустить xmms можно из меню вашей графической оболочки, либо из консоли командой xmms. Интерфейс у программы напоминает внешний вид обычного CD-проигрывателя (думаю, проще сказать - напоминает интерфейс Winamp, кто до сих пор не знает, что такое Winamp - спросите у своего соседа - прим.перев.) (или соседа вашего соседа ;-) -- прим.ред), имеет кнопки для управления воспроизведением - старт, стоп, пауза, повтор, громкость, баланс и т.п. Также есть свой эквалайзер и плей-лист. Чтобы выбрать файл для прослушивания, можно нажать клавишу L на клавиатуре или кнопку плейера eject ("^"). После этого появится окно, позволяющее выбрать каталог, где хранятся ваши файлы с музыкой. Помимо настроек аудио, в xmms также есть видео-плагины, а также поддержка скинов - причем можно даже использовать скины от Winamp. Несмотря на множество опций, xmms чрезвычайно прост в настройке. Если вы захотите покопаться в опциях, то кликните на букве O, что слева от дисплея xmms.
Скопировать аудио-диск на жёсткий диск можно несколькими
методами - скопировать один трек, группу треков, или сразу целый
диск. При этом музыка будет сконвертирована в файловый формат
(обычно .wav). Для этой процедуры существует много как графических,
так и консольных программ. Лично мне больше всего нравится команда
cdparanoia. Если вам нравятся графические интерфейсы, то советую
взглянуть на программу grip. Но почему я предпочитаю cdparanoia,
так это потому как она корректирует джиттер и обрабатывает грязные
или зацарапанные диски. Давайте рассмотрим несколько примеров, как
скопировать треки с аудио-диска при помощи cdparanoia:
Итак, для копирования одного трека, выполните в терминале
команду:
cdparanoia n
где "n" указывает на номер трека, подлежащего копированию. По умолчанию трек будет записан в файл с именем cdda.wav, а если таковой уже существует, то он будет перезаписан, так что будьте осторожны при копировании нескольких треков! Чтобы указать конкретное имя итогового файла, задайте такие опции:
cdparanoia n filename.wavЧтобы скопировать сразу целый CD, выполните:
cdparanoia -B
Здесь -В просто указывает, что треки нужно копировать в отдельные файлы (track1.wav, track2.wav и т.д.). У cdparanoia есть масса разных опций и они прекрасно описаны в страницах старницах справочного руководства, так что рекомендую прочесть их (команда "man cdparanoia").
Если вы хотите затем записать скопированные файлы обратно на аудио-диск, то для сохранения качества звука оставьте их в .wav формате. С другой стороны, если вы хотите слушать их с жесткого диска или записать на диск с данными и слушать их в компьютере, то, вероятнее всего, вы пожелаете сконвертировать их в mp3 для экономии места. Наиболее популярным конвертером для этого является bladeenc. Для сжатия .wav в .mp3 воспользуйтесь следующей командой:
bladeenc filename.wav
В результате чего у вас появится одноименный файл, но с расширением .mp3. Если вы хотите сразу получить сжатый файл с другим именем, то задайте его перед командой сжатия:
bladeenc filename.wav filename.mp3
По умолчанию bladeenc кодирует файл на 128кбит/сек, что даёт небольшой файл с достаточно качественным звуком. Для более качественного звука можно задать больший битрейт, что соответственно ведёт к большему размеру файла и качеству звука, хотя при битрейте выше 160кбит/сек довольно сложно услышать улучшение в качестве. Для конвертации файла на 160кбит/сек используйте опцию -160:
bladeenc -160 filename.wav
Ogg -Vorbis -- это абсолютно свободная и открытая альтернатива mp3. Качество звука на том же уровне что и у mp3, а файлы .ogg можно слушать например тем же плейером xmms (да и winamp тоже). Для конвертации .wav в .ogg вам понадобится vorbis-toolspackage (проверьте его наличие на установочных CD вашего дистрибутива). Процесс конвертации очень прост:
oggenc filename.wav
Также как и для bladeenc, битрейт можно указать самостоятельно.
Например, такой командой:
oggenc -q n filename.wav(где n - желаемый уровень качества звука)
По умолчанию это уровень 3, но можно указать уровень от 1 до 10. Уровень 5 приблизительно соответствует сжатию на 160кбит/сек в формате mp3.
Аудио-диски обычно записывают из коллекции .wav или .cdr файлов
- невозможно непосредственно взять и записать .mp3 в формат
audio-cd без предварительной конвертации. Для этого можно
воспользоваться командой mpg123, которая есть во многих
дистрибутивах. Например, для конвертации .mp3 в .wav,
выполните:
mpg123 -w filename.wav filename.mp3(обратите внимание - сначала указывается имя конечного файла)
Здесь нужно понимать, что в процессе сжатия .wav файла в .mp3 происходит потеря в качестве звука, которая не восстанавливается при обратном преобразовании.
При сборке аудио-диска из различных источников может возникнуть
разница в громкости звука разных треков. Чтобы избежать этого,
можно воспользоваться командой normalize для нормализации уровня
звука в группе файлов. Обычно это делается с группой .wav файлов
перед записью их на CD. Итак, для нормализации группы файлов в
каталоге выполните в терминале такую команду:
normalize -m /путь/к/файлам/*.wav
В данном разделе будем считать, что ваш привод CDR или CDRW уже установлен и настроен в системе - если же ещё нет, то обратитесь к ссылкам в конце раздела для информации о настройке этих устройств. Также я полагаю, что для записи дисков вы будете пользоваться программой cdrecord - это наиболее распространённая и популярная программа для записи, которая к тому же используется такими графическими программами как XCDRoast и т.п. Кроме того, ваши файлы для записи должны быть в формате .wav или .cdr. Скорее всего, всё же .wav. Для простоты сложите все необходимые для записи файлы в отдельный каталог и проверьте, уместятся ли они на один диск. (это можно сделать командой du в каталоге с этими файлами). После этого, находясь в каталоге с .wav файлами выполните команду:
cdrecord -v speed=4 dev=0,0,0 -audio -pad *.wav
Естественно, скорость и номер устройства должны соответствовать вашей системе - чтобы выяснить адрес устройства, выполните команду cdrecord -scanbus, а поддерживаемые скорости зависят от возможностей вашего пишущего привода. Вообще запись лучше производить на более низких скоростях, чтто позволит воспроизводить компакт-диск и на старых компьютерах. (Имеются ввиду не столько компьютеры, сколько их комплектующие -- в частности, CD-приводы. Прим.ред)
Если вы хотите слушать музыку на CD только на компьютере или другом mp3-совместимом устройстве, то можно записать свои .mp3 или .ogg файлы просто как обычный диск с данными. Для этого придётся использовать программу mkisofs (так как диск с данными имеет файловую систему, то придётся её создать) и cdrecord. Аналогично как и для аудио-диска, сложите все необходимые файлы в отдельный каталог. Далее две операции можно сделать за один раз, выполнив в командной строке следующую команду:
mkisofs -R /путь/к/каталогу_для_записи/ | cdrecord -v speed=4 dev=0,0,0 -
И не забудьте дефис в конце команды! Также как и в случае с аудио-диском, вы должны указать свою скорость и номер устройства. На старых или медленных компьютерах могут возникнуть проблемы с выполнением одновременно команд mkisofs и cdrecord - в этом случае их можно выполнить по очереди:
mkisofs -R -o cdimage.raw /путь/к/каталогу_для_записи/
Эта команда создаст файл-образ с именем cdimage.raw. Затем записываем диск:
cdrecord -v speed=4 dev=0,0,0 cdimage.raw
(естественно, указав нужную скорость и номер устройства..)
- Ссылки на упоминавшиеся утилиты для работы со звуком в
Линукс.
The Normalize
Homepage
Installing and
Setting Up a CDR/CDRW - *Внимание* Современные
дистрибутивы обычно автоматически обнаруживают и настраивают
пишущие приводы без ручного вмешательства. Этот документ
может помочь пользователям очень старых дистрибутивов, требующих
ручной настройки устройств.
The OggVorbis Homepage
The Bladeenc Homepage
The CDRecord Homepage
The CDParanoia
Homepage
The mpg123 Homepage
Сегодня уже можно говорить об определённой зрелости офисных приложений под Линукс. Причём приложения для десктопа уже настолько развиты, что некоторые корпорации уже начинают подыскивать среди них возможные альтернативы MS Office с его высокими затратами на TCO (в переводе - полная стоимость владения), например в лице таких пакетов как OpenOffice и StarOffice. Фактически OpenOffice является сейчас предметом дискуссии, начатой компанией Boeing Aeronautics, целью которой является определение стандарта для офисных документов. Наиболее вероятным претендентом видимо будет XML, во многом благодаря его переносимости на разные офисные платформы. Но я немного уклонился от темы - итак, если сегодня кто-либо из вас решит перенести всю свою работу с текстом, таблицами и т.п. в Линукс, то он найдёт там [в Линуксе] множество вполне удовлетворительных для этих целей приложений.
Пользователи Линукс для работы с текстом выбирают совершенно разнообразные программы. К тому же, их существует такое множество, что перечислять их всех не имеет никакого смысла, и поэтому я расскажу лишь о тех, с которыми я работал, и немного о тех, о которых я что-то слышал. Кстати, все из нижеперечисленных мной текстовых процессоров (программ для обработки текста) совместимы с форматами Microsoft Word - то есть они могут открывать и сохранять документы формата MS Word, что несомненно является хорошей новостью для тех, кто боится что не сможет открыть .doc файл в Линуксе.
StarOffice - это офисный пакет, созданный для UNIX / Linux корпорацией Sun Microsystems. (StarOffice вовсе не был создан компанией SUN. Он был (версия 5.2) куплен в 1999 году, первоначально им владела компания StarDivision и распространяла его бесплатно. Разумеется, SUN внесла свою лепту в развитие пакета, но создан он был не ею. К сожалению сайт http://www.stardivision.com более не существует, но нашелся пресс-релиз. Примечание от Vladimir I.Medvedev, skeeve at comtv dot ru) До недавних пор это был свободно-распространяемый пакет, но с версии StarOffice 6.0 он стал платным. Я не работал с версией StarOffice 6.0, но знаком с его предыдущей версией. StarOffice это достаточно функциональный офисный пакет с очень широкими возможностями - при первом запуске StarOffice вы попадаете на рабочий стол, внешне напоминающий MS Windows вместе к кнопкой 'Start'. В состав StarOffice входят приложения для работы с текстом, электронными таблицами, почтой и презентациями в стиле MS PowerPoint, и опять же, все документы, созданные в StarOffice можно сохранить в форматах MS Office и таким образом свободно обмениваться с коллегами/членами семьи/и другими потенциальными пользователями Линукс. Среди прочих приложений данного раздела StarOffice имеет наиболее близкий к MS Word интерфейс, так что освоить его не составляет большого труда. Единственное различие между всеми приложениями составляет качество работы с форматами документов MS Word, и с этим StarOffice справляется наиболее адекватно. Единственное что может доставить проблемы при работе с форматами Microsoft это документы со связанными таблицами или формами, но если же это обычный текст, то никаких проблем нет. Но у меня такое тихое подозрение, что в платной версии StarOffice подобных проблем не будет как таковых - наверняка Sun теперь требует плату за StarOffice потому что они просто купили у Microsoft API для работы с форматами MS Office. Ведь вся работа с закрытыми форматами основана на reverse-engineering, некоем подобии угадывания интерпертации символов в документах MS Office. За подробностями, а также опровержением / подтверждением моих голословных утверждений обращайтесь на сайт http://www.staroffice.com.
OpenOffice это веть StarOffice (о чём кстати можно догадаться по имени), поэтому точно также как и в StarOffice в его составе есть приложения для работы с текстом, электронными таблицами и презентациями, совместимыми с форматом MS Office. Недавно я решил переписать своё резюме в OpenOffice (как истинный Линуксоид я не мог себе позволить написать его в MS Word). В резюме я использовал несколько шрифтов разных размеров, несколько таблиц и специальных символов. Перед тем как отправлять резюме работодателю я решил проверить, как оно будет выглядеть в MS Word. Итак, на следующий день я пошёл на работу и попробовал открыть его в (очень дорогом!) MS Word 2000. К моему большому удивлению резюме выглядело вполне прилично: таблицы на месте, шрифты нужного размера, единственная проблема со специальными символами - я использовал символ ">", а здесь он был заменён на символ круга (думаю это потому, что MS Word просто не поддерживает данный тип символов). Так что для тех из вас, кто категорически не хочет платить за программы могут спокойно воспользоваться OpenOffice для работы с офисными документами. Узнать об этом больше (а также скачать копию OpenOffice) вы можете по этому адресу http://www.openoffice.org.
(Не забудьте заглянуть на http://www.openoffice.ru -- Прим.ред.)Всё своё недовольство, которое у меня оставил AbiWord я могу выразить одним словом - таблицы. Хотя AbiWord и поддерживает таблицы, но в целом интерфейс для работы с ними ещё очень далёк от совершенства. А вообще AbiWord напоминает StarOffice и OpenOffice Writer. Читает и записывает простые файлы формата MS Word, интерфейс в стиле MS и т.п. Заметной особенностью AbiWord является поддержка тем GNOME - этого нет ни в StarOffice, ни в OpenOffice.
Kword входит в состав KOffice, который, в свою очередь, является
встроенным офисным пакетом в среде KDE. В нём есть все необходимые
функции типа поддержки таблиц, выравнивания, нумерации и т.д.
Единственное чего я не увидел на домашней странице программы, так
это заявления о поддержке документов MS Word. За подробностями
направляйтесь на
http://www.koffice.org
WordPerfect был в своё время доминирующим текстовым процессором
на всех ПК, а последняя его версия под Линукс называется
WordPerfect2000. Это совершенно полноценное офисное приложение,
единственное что в нём смущает, это то что оно не "совсем под
Линукс" - т.е. это простое Windows-приложение, работающее в своей
версии Wine, так что оно не настолько стабильное и быстрое по
сравнению с остальными. Подробнее о нём вы можете прочитать на
сайте
http://linux.corel.com/products/wpo2000_linux/index.htm
Программы для работы с электронными таблицами наверное также широко используются, как и текстовые процессоры - к счастью, пользователям Линукс есть из чего выбрать и в данной области.
Gnumeric - это приложение для работы с электронными таблицами в среде GNOME, и следует отметить, что это уже довольно качественная и стабильная программа. Она входит в состав очень многих дистрибутивов Линукс и очень хорошо работает с форматом MS Excel. Рекомендуется тем, кто не хочет устанавливать громоздкие пакеты типа Star/Open Office. (Присоединяюсь. Прим.ред.)
Calc. Ещё одна приличная программа с поддержкой формата MS Excel. Рекомендуется всем, кто плотно работает с электронными таблицами.
Симпатичная программа для работы с электронными таблицами из состава KOffice. Однако если вам необходима поддержка формата MS Excel, то лучше обратите внимание на другие программы, поскольку в kspread его поддержка довольно слабая, но тем не менее, это отличная программа.
Надо отметить, что за последние пару лет количество и качество офисных приложений выросло просто невероятно, и лишь немногие из них перечислены ниже. Многие сочтут их вполне функциональными для своих нужд, хотя кому-то и будет не хватать некоторых функций из MS Office, которые ещё просто не реализованы под Линукс. Для таких пользователей возможно подойдёт проприетарный продукт, известный как Codeweavers Crossover Office позволяющий установить и работать с MS Office прямо в Линукс. Ниже я описал несколько приложений, многие из которых вероятно уже установлены в вашей системе или есть на установочных дисках вашего дистрибутива. Описанные приложения для KDE входят в состав koffice в то время как приложения под GNOME это обычно самостоятельные пакеты.
В GNOME для этих целей есть `gnomecard' (часть пакета gnome-pim), в KDE можно воспользоваться `kaddressbook'.
В KDE это `kfax', а в GNOME - gfax . Также пользуются популярностью программы типа hylafax и mgetty+sendfax.
Пользователей Outlook вероятно заинтересует Ximians' Evolution,
полнофункциональный пакет для работы с почтой.
К нему есть проприетарный плагин Connector, позволяющий Evolution
работать как клиент MS Exchange. Помимо всего прочего, в Evolution
также есть адресная книга, календарь и органайзер.
Dia
это программа для создания структурированных диаграмм, немного
напоминает Visio. Ещё есть Sketch -
полноценная программа для работы с векторной графикой.
В составе KDE есть Kontour (ещё одна
векторная программа), Kivio для
рисования блок-схем, и KChart для рисования
схем/графиков.
Gnucash очень популярный менеджер финансов, хотя он и не единственный в своём роде. А если вы совсем уж не можете обойтись без Quicken, то вам наверное приятно будет узнать, что его можно запустить в Линукс посредством Codeweavers Crossover Office.
postgreSQL входит в состав таких дистрибутивов как Mandrake и Redhat, там же есть и MySQL, тоже СУБД, но не такая навороченная. Кроме этого, существует и версия Interbase, и Firebird - свободная альтернатива Interbase. Такие гиганты как Oracle и IBM (DB2 для Linux) также поддерживают Linux.
Все крупные офисные пакеты (StarOffice, OpenOffice, Applix, KOffice) имеют в своём составе приложения для создания презентаций, кроме того, StarOffice и OpenOffice умеют работать с форматом MS PowerPoint.
Если вы ищете что-нибудь полегче чем органайзер из состава Evolution, то обратите внимание на `korganizer' в KDE, а в GNOME на `gnomecal' (часть пакета gnome-pim).
В состав дистрибутива RedHat входит сразу три калькулятора: Xcalc, GNOME Calculator, и KCalc.
Xcalc это мощный научный калькулятор, способный эмулировать TI-30 or an HP-10C. Xcalc можно запустить из терминала, или просто командой меню "Run" ("Выполнить") и выполнить команду xcalc. Помимо прочих, у этой команды есть параметры командной строки:
-rpn
данная опция включает использование Обратной Польской (бесскобочной) Нотации. В таком режиме калькулятор будет вести себя как НР-10С. Без этой опции он будет эмулировать TI-30.
GNOME Calculator это калькулятор двойной точности. GNOME Calculator входит в состав пакета gnome-utils, который, в свою очередь, является частью оболочки GNOME, и задуман как аналог xcalc для этой среды. Для запуска GNOME Calculator выберите gcalc в меню Utilities, что в главном меню GNOME, или просто выполните команду gcalc в консоли или диалоговом окне "Run Program".
KCalc также запускается аналогично GNOME Calculator и мало чем отличается от оного.
PDF (Adobe's Portable Document Format) - это специальный формат для обмена файлами с форматированным текстом (включая шрифты, размеры, и т.д.) и другими объектами (такими как ссылки URL). Кстати, это уже довольно устоявшийся формат для публикации документов - его немного сложно форматировать, но зато очень просто показывать, в том смысле, что он является точной копией документа (нечто подобное postscript). Для GNU/Linux существует несколько просмотровщиков для PDF документов.
`xpdf' поддерживает большинство возможностей PDF, включая сжатые по алгоритму LZW изображения, URL и шифрование. Запустить из консоли его можно командой xpdf. Домашняя страница проекта http://www.foolabs.com/xpdf/ . Xpdf есть в составе таких дистрибутивов, как RedHat, Mandrake и SuSE. (ALT Linux, ASPLinux. Думаю, любой уважающий себя дистрибутив, за исключением минидистрибутивов, имеет в своём составе xpdf. Прим.ред.)
Здесь сразу предупрежу вас, что это не свободная программа, хотя ей и можно пользоваться свободно в некоммерческих целей. Свободное же ПО разрешает вам опять же свободно использовать, копировать, изучать и улучшать его. Подробнее о философии Свободного ПО можно узнать здесь.
А получить Adobe Acrobat Reader можно здесь: http://www.adobe.com/products/acrobat/readstep2.html
Естественно, что невозможно рассмотреть все существующие офисные приложения всего в нескольких параграфах, так что если вы желаете узнать больше, то обратите внимание на следующие адреса:
The Linux-Office Site
очень полезный ресурс об офисных приложениях для Linux.
The KOffice website
The
Gnome-Office website
Codeweavers
Crossover Office позволяет запускать Windows приложения (такие
как MS Office, Lotus Notes и другие) в Linux.
Итак, вы уже пользуетесь текстовым процессором и работаете с электронными таблицами в Линукс, да ещё и веб-браузером, почтовым клиентом и ещё сотнями всяких скучных программ. А как насчёт действительно необходимых программ? Где же игры? Большинство рядовых граждан наверняка и не представляют Линукс в качестве игровой платформы, и я не стану отрицать тот факт, что настоящим фанатам игр всё ещё нужна вторая система для этого. Но для всех остальных в Линуксе есть уже целая тонна всяческих игр, причём очень неплохих, да и настройка 3D ускорения уже не так сложна для многих популярных видеокарт. К тому же сейчас, когда многие Windows-игры можно запускать в эмуляторе WineX, выбор игр вырос как никогда. (А некоторым хватает и Wine, поэтому не обязательно "гонятся" в Интернет за WineX, попробуйте для начала Wine, который включается в большинство дистрибутивов. Прим.ред.)
Большинство дистрибутивов уже имеют в своём составе множество игр и, скорее всего, некоторые из них у вас уже установлены. Откройте меню "Games" или "Amusements" в GNOME или KDE и посмотрите, что там есть. Если у вас вообще не установлено никаких игр, то посмотрите на установочных дисках пакеты с именами "kdegames" и "gnome-games", в них входят самые разнообразные игры в стиле аркады (Tetris и клоны Jezzball, Snakerace и т.п.), настольные игры (Chess, Mahjongg, Reversi и так далее), карточные игры, стратегии и многие другие. Кроме этих двух пакетов, в некоторых дистрибутивах есть и отдельные игры покрупнее, например Maelstrom, Bzflag (игра в танчики), FrozenBubble (одна из моих любимых), и даже такие 3D игры, как Тuxracer и Chromium. (Прверено -- малышне нравится пингвин, катающийся по склонам холмов на пузе. Прим.ред.) Так что просмотрите внимательно содержимое ваших дистрибутивных дисков. Кроме этого, очень много игр можно скачать из Интернета или купить некоторые коммерческие портированные игры.
Некоторые компании выпускают игры для пользователей Линукс. Наверное, самый известный пример это Loki, которой к большому сожалению больше нет на данном рынке. Loki портировала некоторые популярные игры под Линукс (QuakeIII Arena, HeavyGearII, Descent III...), которые ещё вероятно можно встретить в продаже. Самый простой способ узнать, из чего вообще можно выбрать, это посмотреть в интернет-магазинах типа TuxGames.
Вообще говоря, игры можно разделить на две категории: те, которые требуют 3D ускорения, и те, которые его не требуют. К первой группе следует отнести такие игры как QuakeIII, UnrealTournament, Tuxracer, а ко второй относятся, например, игры, которые идут в составе KDE и GNOME (ну, и конечно к этой же группе следует отнести старые текстовые игры). 2D игры не требуют для запуска ничего особенного, если у вас установлен KDE и GNOME, то проблем не возникнет никаких. В случае же с 3D играми вам скорее всего придётся немного повозится - кроме того, что потребуется достаточно мощная машина, необходимо ещё чтобы ваша видеокарта поддерживала 3D акселерацию в Линукс. Как правило, для каждой игры свои аппаратные требования, но если грубо, то минимум для QuakeIII это процессор на 233Mhz, видеокарта на 8mb, и RAM 64mb - конечно, это только минимум для запуска игры, чтобы играть с более менее приличным качеством эти требования желательно хотя бы удвоить.
Обычно настройка 3D графики в Линукс дело не совсем простое, хотя сейчас множество современных дистрибутивов позволяют выполнить настройку 3D ускорения прямо во время установки системы. При настройке своей системы нужно понимать, что важно не название видеокарты, а чипсет, на котором она работает. Другими словами, вы должны использовать драйверы ATI для видеокарты на чипсете ATI, независимо от того, как называется видеокарта. Осмелюсь утверждать, что сегодня большинство Линукс-геймеров предпочитают видеокарты на чипсете nVidia, и они имеют на то основание. NVidia предоставляет свой (закрытый) драйвер для Линукс, который очень просто устанавливается и настраивается, поэтому производительность видео такая же как и в MS Windows. Также популярны и видеокарты от ATI, также выпустившей драйверы под Линукс для своих новейших видеокарт. На этом сайте можно посмотреть список поддерживаемых видеокарт. Наряду с подходящим железом рекомендуется использовать последние версии (4.0 и выше) XFree86. Причём последние версии имеют гораздо лучшую поддержку 3D, так что в случае возникновения каких-либо проблем, советую начать с обновления XFree86. (На момент выхода перевода -- это версия 4.3. Прим.ред.)
Как я и упоминал ранее, видеокарты от nVidia очень популярны в среде Линукс-геймеров. Хотя они отлично справляются с обычным 2D изображением, вполне вероятно что многие захотят установить драйверы от nVidia для 3D ускорения. Некоторые современные дистрибутивы делают это ещё на этапе установки системы, но тем не менее, обновлять-то их придётся своими руками. Предлагаемый общественности драйвер называется "унифицированным", т.е. один драйвер используется для всех чипсетов nVidia. Перед установкой драйвера также необходимо проверить вашу версию XFree86 на предмет свежести. Сам драйвер состоит из двух частей - пакетов NVIDIA_kernel и NVIDIA_GLX. Первый доступен в нескольких видах специально для популярных дистрибутивов, если для вашего дистрибутива нет среди них, то можно взять тарболы. Также есть скрипт, который автоматически предложит наиболее подходящий пакет. (сейчас процесс установки драйверов nVidia стал ещё проще, надо лишь скачать один самозапускающийся файл (подходит к любому дистрибутиву Линукс) и следовать инструкциям на экране, а затем поправить конфигурационный как описано ниже - прим.перев.)
После того как вы скачали необходимые файлы, рекомендую выйти из
Х-ов (это не совсем уж обязательно, но так проще восстановиться если
что-то пойдёт не так...) и установить NVIDIA_kernel пакет, а затем NVIDIA_GLX.
Если вы лишь обновляете драйверы, то nVidia рекомендует
предварительно удалить старые. После установки остаётся поправить
ваш конфигурационный файл (обычно это /etc/X11/XF86Config-4, или
/etc/X11/XF86Config при отсутствии первого). Предположим, что у вас
уже есть XF86Config, настроенный на другой драйвер (например "nv
или "vesa", устанавливаемые по умолчанию), тогда вам следует найти
в нём соответствующую секцию Devices и изменить строку:
Driver "nv" (or Driver "vesa")на следующую:
Driver "nvidia"В секции Module должна быть опция:
Load "glx"А вот эти две опции нужно удалить:
Load "dri" Load "GLcore"Теперь перезагрузите Х с новыми драйверами. Если у вас возникли какие-либо проблемы, то посмотрите лог-файл (находится в /var/log/XFree86.0.log), в который и записываются ошибки. Кроме этого настоятельно рекомендуется прочитать документацию на сайте nVidia и файл README из состава пакета NVIDIA_GLX.
Некоторые известные игры под Windows также имеют исполняемые файлы под Линукс (например Return To Castle Wolfenstein). Такие файлы позволяют установить файлы игры с CD для Windows, а потом запускать игру прямо в Линукс. А некоторые игры имеют исполняемые файлы под Линукс сразу же на своём CD (это ещё редкость, но будем надеяться, что скоро это станет обычной практикой), хотя чаще всего их всё же приходится скачивать из Сети.
Другой способ запуска Windows игр это использование эмулятора типа Wine или WineX. Список программ, работающих в Wine постепенно растёт, хотя для игр нам более интересен WineX от Transgaming. WineX это коммерческий проект, основанный на Wine, но в отличие от последнего фокусируется только на играх. Сейчас в WineX можно нормально устанавливать и играть такие Windows игры как Max Payne, Warcraft III, Diablo II, The Sims и т.д. На сайте TransGaming есть полный список, хотя на самом деле многие игры, которые не попали в него, тоже могут работать в WineX.. Попробуйте поискать в Google с таким запросом название игры + winex. Исходники WineX можно скачать с CVS, но для новичка сборка и настройка эмулятора может оказаться довольно трудной. Для подписчиков предлагаются уже прекомпилированные пакеты, но подписка стоит $5 USD в месяц, а минимальный срок подписки 3 месяца. Плюс для подписчиков доступны и другие услуги, хотя я думаю что одни прекомпилированные пакеты того стоят.
Конечно, это более чем краткий обзор игр в Линукс, так что читайте более подробно по нижеследующим ссылкам.
The
Linux Gamers HOWTO - если вы серьёзно настроены на игры в
Линукс, то рекомендую прочесть этот документ!
Linux for Kids - На этом
сайте очень много ссылок и информации об играх и обучающих
программах и, вообще, он будет полезен не только детям, но и
взрослым.
The Linux Game FAQ -
Довольно всеобъемлющий список ЧАсто задаваемых ВОпросов об играх в
Linux.
The Linux Game Tome -
А вот сюда советую заглянуть обязательно!
New Breed
Software - Bill Kendrick и компания написали несколько хороших
игр, в основном для детей.
Racer - перспективная гоночная
игра с хорошими графикой и физикой. Ещё не закончена, но уже вполне
"играбельна" и позволяет отдохнуть от стрелялок.
Transgamings Winex
Homepage
LinuxGamers ещё один интересный
игровой сайт.
Почти все Линукс-дистрибутивы устанавливают множество программ и сервисов, которые многие пользователи никогда и не используют, но по причине консервативности системы и для поддержки максимально возможного железа они могут запускаться при загрузке системы. Все эти запущенные процессы пожирают вечно недостающую память и драгоценные такты процессора, а следовательно производительность всей вашей Линукс-системы в целом. Именно об этом и пойдёт речь в этом разделе - об оптимизации и настройки производительности системы после установки. Здесь будут вынесены на рассмотрение следующие вопросы:
Конечно, вам вовсе не обязательно выполнять ВСЕ эти пункты, достаточно того, что вам нужно или что вы хотите. И имейте в виду, что если ваша система уже достаточно хорошо настроена (что уже относится ко многим дистрибутивам), то вы вероятно не заметите значительного прироста в производительности в результате описанных здесь действий.
Хотя, некоторые из них смогут ускорить процесс загрузки, высвободить место на диске и ещё немного памяти или совсем небольшой прирост в производительности. А вообще, основным залогом быстрого Линукс-десктопа является использование изначально лёгкого и быстрого программного обеспечения.
Я никоим образом не гарантирую точность чего-либо, написанного ниже, так что используйте эту информацию на свой страх и риск. Другими словами, если нижеописанные действия вдруг приведут к порче вашего компьютера, то прошу меня в этом не обвинять.
Я буду исходить из того, что вы работаете в системе класса SysV, это наиболее распространённый тип, и если у вас установлен Red Hat, то можете не беспокоиться, т.к. он соответствует этому типу. SysV просто обозначает способ загрузки сервисов во время старта системы. Если у вас система другого типа, то советую обратиться к документации на неё на предмет оптимизации процесса загрузки. Вообще неплохо просмотреть документацию независимо от типа вашего дистрибутива. Документация может быть в электронном или печатном виде, и во многих современных дистрибутивах она достаточно всеобъемлющая.
Также, если это только что установленная система, убедитесь что всё железо уже правильно настроено и работает, и только после этого приступайте к дальнейшей настройке...
Думаю, будет полезно начать с небольшого пояснения что на самом деле происходит при загрузке вашей Линукс-системы. Если вам это совсем не интересно то, конечно, можете пропустить, но лично я считаю, что понимание того, что происходит при загрузке иногда оказывается очень полезным, так что не торопитесь.... (Очень здравая мысль. Прим.ред.)
Сразу после того, как загрузчик GRUB или LILO загружает ядро, происходят следующие процессы (может быть и не совсем в такой очерёдности, в зависимости от системы):
Конечно, всё это описано очень упрощённо, но, надеюсь, что основной смысл вы поняли. Если вы взгляните на скрипты в каталоге `/etc/rc.d/rc5.d' (или на любом другом уровне выполнения), то заметите, что все имена скриптов начинаются с букв S (что значит Start), или K (что значит Kill для остановки), за которыми следует цифра. Эта цифра определяет порядок запуска скрипта. Разные дистрибутивы запускают разный набор сервисов или демонов на этапе загрузки, и хотя они автоматически покрывают все потребности большинства пользователей, это также значит, что запускаются и некоторые ненужные процессы. А лишние процессы и приводят к долгой загрузке, недостатке памяти и возможным уязвимостям в системе. К счастью, процесс очистки загрузочного скрипта очень прост: самое трудное в нём это разобраться что есть что, и что именно вам не нужно. Для удобства ниже приведён перечень наиболее общих для всех систем сервисов с их кратким описанием. Также не забывайте какие именно изменения вы сделали, чтобы потом не гадать, какой же важный демон вы отключили... (список любезно предоставлен Стэном и Питером Клаймасом из их Руководства Администратора Линукс для новичков).
Многие пользователи обнаружат, что в их каталогах /etc/rc.d/rc*.d/ лежит очень много ненужного хлама. Если вы не совсем уверены в том, что вам действительно нужно, а что нет, то лучше отложите файл на время в другой каталог, (но только не удаляйте его), перезагрузите систему, и посмотрите что произойдёт. Тогда, если вы увидите, что перемещённый файл вам действительно нужен, то вы без проблем сможете вернуть его на место. (Однако... Несколько экзальтированный способ настройки системы. Мой вам совет -- читайте документацию и на основании прочитанного решайте, что вам нужно, а что нет. Прим.ред.)
Лично я использую для этого обычный файловый менеджер, создаю новый каталог в /etc/rc.d с именем типа JunkFromRc5 или подобным. Затем перетаскиваю ненужные скрипты из /etc/rc.d/rc5.d/ в новый каталог (здесь я имею в виду уровень выполнения 5, так что если у вас другой уровень, то могут быть отличия..). (Обращаю ваше внимание, что автор допустил ляп, советуя такое. Дело в том, что в каталогах /etc/rc.d/rc*.d/ располагаются символические ссылки, а не файлы. Сами файлы располагаются в /etc/rc.d/init.d/ Это во-первых. А во-вторых, есть замечательная консольная утилита chkconfig, которая включает/отключает/показывает_статус соовтветсвующей службы или служб. Короче, man chkconfig и т.д.. Прим.ред.) Кроме того, вы можете воспользоваться графической утилитой tksysv, а скорее всего в вашем дистрибутиве есть собственная утилита для этих целей. Помимо этого, вы можете отредактировать файл `/etc/rc.d/rc/local'. Среди пользовательских подсекций, в нём также есть строки, перезаписывающие файл `/etc/issue' информацией о системе (или даже страш`енным изображением пингвина), который затем отображается перед экраном логина. Многие предпочитают удалять эти строки, или даже выводить fortune , т.е. /usr/games/fortune > /etc/issue.Если вы не совсем уверены в правильности своих действий, то советую предварительно сделать копию этого файла.
Эта часть наверное самая простая, хотя и требует больше времени. Я обычно начинаю с удаления ненужных программ. Запустите свой любимый менеджер пакетов (например kpackage), и просто просмотрите что установлено в вашей системе. Тот же самый kpackage идеально подходит для подобного изучения, поскольку сразу предоставляет всю информацию о размере каждого пакета, его описание (т.е. для чего он нужен), а также его зависимости.
Задумайтесь, действительно ли вам нужно шесть текстовых редакторов, четыре файловых менеджера, пять командных оболочек, три ftp-клиента и т.д.? Так что не удивляйтесь, когда избавитесь от сотен мегабайт разного добра. Пакеты из семейства Tex и Emacs/Xemacs, а также различные эмуляторы практически никогда не используются, а ведь они занимают очень много места. И вообще, не забывайте, что если они вдруг вам и понадобятся, то вы всегда сможете их установить.
Многие дистрибутивы также устанавливают много документации (проверьте каталоги /usr/doc и /usr/share/doc ). Хотя, на самом деле, из всей документации вам может реально будут нужны всего несколько файлов, к тому же большая часть документации доступна в Интернете. (Судя по всему, автор шутник, сидящий а мегабитном, а то и толще, канале в Интернет. Прим.ред.) Для очистки диска вам также может очень помочь утилита du. Ещё можно удалить core-файлы, остающиеся при сбоях приложений, они могут пригодиться только для отладчиков.
Я видел несколько статей, уверяющих, что утилитой hdparm (утилита
командной строки для настройки параметров IDE диска) можно добиться
впечатляющего прироста в производительности. Причём эти уверения
подкреплялись цифрами, достигавшими нескольких сотен процентов.
Конечно, не осмелюсь подвергать сомнению эти утверждения, но я
больше склоняюсь к тому, что такие большие цифры могут быть в том
случае, если жёсткий диск был изначально сконфигурирован совершенно
неправильно. Я лично проверял действие hdparm на нескольких дисках,
и заметил лишь весьма скромный прирост в производительности. К тому
же надо понимать, что производительность жёсткого диска далеко не
единственный фактор, влияющий на производительность системы в
целом, и даже существенный прирост в его производительности может
не дать ощутимого ускорения работы системы. Конечно, если диск
совсем уж медленно работает, то я бы попытался сделать что-нибудь с
помощью hdparm, но в другом случае я бы не особо об этом
беспокоился. В любом случае, если вы совершенно убеждены, что без
hdparm дальше работать невозможно, то обязательно прочитайте (и
поймите) ман-страницу (команда man hdparm), и будьте готовы к тому,
что если что-то пойдёт не так есть риск испортить файловую систему.
Общий принцип использования hdparm:
hdparm [-флаг] устройство
Запуск hdparm вообще без флагов (или с флагом -v) выводит текущие установки. Например, для просмотра текущих установок для своего первого жёсткого диска (/dev/hda) я использую команду: hdparm /dev/hda. Для обычной проверки скорости того же первого диска запускаем такую команду: hdparm -Tt /dev/hda. Список наиболее часто используемых флагов:
Более полный список опций на ман-странице программы. (А ещё лучше загляните на Russian Linux Gazette и прочтите перевод статьи Увеличение производительности жесткого диска с помощью утилиты hdparm. Прим.ред.)
Полагаю, что более логичным перед использованием hdparm будет выяснить, что ваш жёсткий диск поддерживает, чтобы потом использовать hdparm соответствующим образом. Тем не менее, приходится работать методом проб и ошибок, меняя одно значение и проверяя затем как это сказалось на производительности. Не используйте параметры, которые вам кто-то посоветовал - хотя по словам советчика они может у него и привели к желаемому результату, но если ваш диск совершенно другой, то эти параметры могут вызвать совершенно другой результат. Для теста производительности диска есть несколько программ, одна из наиболее известных - bonnie. Также не забудьте, что внесённые hdparm изменения действуют до первой перезагрузки системы, так что если вы хотите сделать их постоянными, вы должны добавить их в загрузочный скрипт, например в `/etc/rc.d/rc.local'.
Linux обновляет атрибут last access time(последнее
время доступа) при каждом открытии файла. Можете попытаться получить прирост
производительности, отключив эту опцию. Для этого добавьте параметр
noatime для файловой системы в `/etc/fstab'.
Например:
В файл `/etc/fstab' добавьте строку /dev/hda5/ ext2
defaults,noatime 11 - тем самым вы отключите обновление
времени последнего доступа к файлам в разделе
/dev/hda5.
Вы наверняка уже пробовали (или слышали) альтернативы традиционной файловой системе ext2. И самой распространённой альтернативой сейчас является ReiserFS и ext3. Они обладают некоторыми преимуществами по сравнению с ext2, основными из которых является скорость, так что при установке Линукс подумайте насчёт ReiserFS. Тем не менее, как и в случае с hdparm, если вам не требуется чрезмерно активная работа с диском, то прирост будет совершенно минимальным, так что если вас устраивает ваша система, то пока можно спокойно на ней и работать.
Это ещё одна вещь, которая часто рекомендуется в руководствах по оптимизации Линукс. Хотя она и была актуальна несколько лет назад, то сейчас во времена модульных ядер это очень спорный вопрос. Так что сегодня пересобирать ядро нужно только если вам нужна какая-то особенная опция, или у вас совсем древнее монолитное ядро (в этом случае советую срочно обновить систему). Большинство современных дистрибутивов уже имеют в своём составе несколько оптимизированных ядер, и автоматически устанавливают наиболее подходящее вашей системе. Конечно, вы можете пересобрать ядро чисто из интереса или чтобы испытать некий кайф от этого процесса, и я думаю что вы в своём вправе .... но я не буду здесь углубляться в подробности процесса сборки ядра, если вам это необходимо, просмотрите документацию к дистрибутиву или Kernel HOWTO.
В этом разделе описана лишь небольшая часть - если вы хотите изучить какую-либо часть по настройке Линукс более детально, то прочтите Configuration HOWTO.
Если вы серьёзно занялись настройкой своей Линукс-машины, то вам наверняка понадобятся тестирующие утилиты. Для начала, загляните на этот сайт: The Linux Benchmarking Project.
Скорее всего вам понадобится максимально возможно экономить системную память. Используйте консольную команду free для просмотра информации о выделении памяти. В идеале вы сможете добиться использования памяти без задействия swap-раздела( раздел подкачки).
Вы можете сэкономить память, убрав картинку с рабочего стола, и оставив лишь один цвет.
Другие полезные команды: ps -aux (показывает информацию о текущих процессах) и top (почти то же, что и ps, но top показывает изменения постоянно).
На старых машинах можно попробовать поднять величину обновления Х экрана уменьшив глубину цвета, т.е. например с 32 бит д 16 бит. Производительность Х-ов в целом можно проверить утилитой x11bench.
В данной статье мы привели лишь несколько глав из нашего HOWTO "Doing Things In GNU/Linux". Полный HOWTO вы можете прочитать здесь, или здесь. Если вы обнаружите какие-нибудь ошибки, то пожалуйста, сообщите о них, а также пожелания на адрес [email protected] . Этот HOWTO нуждается в активном участии читателей, так что я приветствую всякого рода предложения, благодарности и критику. Можете свободно попросить помочь в каком-либо вопросе - только сначала проверьте, что на него уже не дан ответ в статье. Если вам непонятна какая-нибудь описываемая тема, то сообщите нам об этом, и мы постараемся объяснить её получше. В общем философия такова: если вы просите о помощи, значит надо что-то исправить, чтобы вы (а также и остальные) больше в такой помощи не нуждались.
Я получил степень Бакалавра Информационных Технологий в
Университете Дели. Стал фанатом Линукс с тех пор как прочитал книгу
Ричарда Стивенса "Сетевое Программирование в UNIX" и сам начал
заниматься программированием под Линукс в седьмом семестре. Также
пытаюсь увлечь этим людей, с которыми приходится
сталкиваться.
Я Anirban Biswas из Калькутты, Индия. Использую Linux уже 4
года (сначала RH 6.1 и RH 8.0, теперь MDK 9.0). Сейчас учусь на
последнем курсе computer enginnering.
Я из Питтсбурга, что в Пенсильвании. Использую Линукс уже 7
лет. Мой первый дистрибутив был Redhat 3 или что-то вроде того.
Тогда ещё настройка Х-сервера была таким испытанием! Сейчас я ярый
фанат Slackware и уже 3 года занимаюсь разработкой ПО для Lockheed
Martin Corporation.
Джон работает неполный день в Оранж, Австралия. Вот уже четыре
года как он стал Линукс-маньяком и написал несколько статей о
Линукс.
Copyright (c) 2003, Raj Shekhar, Anirban
Biswas, Jason P Barto and John Murray. Copying license http://www.linuxgazette.com/copying.html
Published in Issue 88 of Linux Gazette, March
2003